От сырья к готовой продукции: Азербайджан на пути реформ в текстильной промышленности

05 / 05 / 2022

Мировой хлопковый рынок, а также текстильная и швейная промышленность погрузились в очередной отраслевой кризис. К апрелю цены на хлопок поднялись выше 10-летнего максимума, в свою очередь, из-за подорожания сырья, транспортных и энергетических издержек кратно увеличились издержки у азиатских производителей текстиля и одежды. Рынок добили война в Украине и санкционное давление на Россию. На этом фоне по итогам первого квартала в структуре ненефтяного экспорта Азербайджана первое место заняла поставка очищенного хлопка. Тем не менее, формируемая сегодня в мире новая рыночная конъюнктура требует от азербайджанских производителей сокращения поставок сырья в пользу готовой продукции. Готов ли местный рынок к коренной перестройке структуры экспорта?

В опубликованном на днях отчете Всемирного банка (ВБ) «Перспективы товарных рынков» был особо отмечен резкий рост цен на хлопок в связи с российско-украинским конфликтом, локдауном в Китае, ростом цен на логистику и электроэнергию и неблагоприятной погодой в ряде регионов мира. Как поясняется в отчете, военная операция в Украине нанесла серьезный удар по товарным рынкам, изменив глобальные модели торговли, производства и потребления таким образом, что цены останутся на исторически высоком уровне до конца 2024 года.

В частности, производство нитей, тканей, готовой одежды в охваченной войной Украине в условиях транспортной блокады черноморских портов практически приостановлено. Заметные трудности с закупками сырья и экспортом готовой продукции испытывает с начала года и подсанкционная Беларусь. В свою очередь, на фоне ухода мировых брендов одежды, поставщиков тканей и фурнитуры российская текстильная промышленность столкнулась с невиданными до этого момента проблемами - сбоем поставок сырья и полуфабрикатов, резким скачком цен, сворачиванием производства и уходом иностранных партнеров в СП. Причем решить проблемы импортозамещения в короткие сроки не представляется возможным, хлопок в РФ не выращивается и сырье приходится закупать в Индии, Китае, Турции, Казахстане, а неотлаженность логистики и дробные малые партии закупок кратно увеличивают расходы немногочисленных российских фабрик.

Не менее сложная ситуация складывается и в других мировых центрах выращивания хлопка и производства одежды. Причины кризиса связаны как с перебоями в цепочке поставок и кратным удорожанием транспортных издержек, так и с усугубившимися проблемами с энергоснабжением хлопкоперерабатывающих предприятий из-за глобального роста цен на нефть, уголь, газ и острого дефицита энергоносителей в Юго-Восточной Азии. Негативную роль сыграли дождливая погода в Индии и Китае, засуха в США, погубившая часть урожая хлопка на плантациях, а также недавние локдауны в крупнейших промышленных городах Поднебесной.

В складывающейся ситуации эксперты ВБ прогнозируют, что мировой спрос на сырье в текущем сезоне составит в среднем 26,2 млн тонн, что на 2% выше, чем в 2020–2021 годах, и с учетом сократившегося предложения рыночная динамика вновь продолжит стремительный рост. В итоге ожидается, что цены на хлопок-сырец вырастут еще на 40% в 2022 году, и это при том, что ценовой подъем продолжается с мая 2020 года, и по итогам первого квартала текущего года мировые цены, пробив потолок десятилетнего максимума (2011 год), подскочили до $1,3171 за фунт (455 граммов).

В результате себестоимость сырья для производителей и экспортеров одежды возрастет еще больше, усиливая давление на рентабельность. Напрямую это затрагивает главную мировую фабрику по пошиву одежды - Бангладеш, практически на 100% зависящую от импорта хлопка и ежегодно закупающую сырье на $3 млрд. Так, только в феврале 2022 года цены на поставляемый в Бангладеш хлопок выросли на 51% в годовом исчислении, а хлопковая пряжа и вовсе подорожала на 60%, соответственно выросла себестоимость производства одежды. И если со сложностями столкнулись текстильные и швейные производства в Бангладеш и других странах Юго-Восточной Азии, десятилетиями лидировавших в отрасли за счет дешевой рабочей силы (несоблюдением элементарных норм Международной организации труда), низких налогов и социальных выплат, то не трудно представить, с какими проблемами сталкиваются производители Старого Света, где подобных преимуществ нет. Так, производители текстильных изделий в странах Восточной Европы, Португалии, Испании на фоне хлопкового и энергетического кризисов зачастую работают на грани банкротства: хлопок-сырец и пряжа подорожали на 70%, а их доставка из Китая сейчас стала в десять раз дороже, на три-четыре месяца растянулось логистическое плечо, многократно повысились расходы на электроэнергию.

Причем все эти проблемы наблюдаются на фоне необъявленной войны, ведущейся с 2021 года между пошивочными производствами в Азии и оптовыми закупщиками одежды - ведущими торговыми сетями стран Европы и Северной Америки. Оптовики всеми правдами и неправдами пытаются снизить цены и сохранить выгоды по условиям поставки товаров, тем самым основной объем прибыли остается у торговых сетей благодаря более высокой марже относительно закупочных цен. Напротив, с марта прошлого года тринадцать национальных ассоциаций, представляющих производителей одежды в Китае, Бангладеш, Мьянме, Камбодже, Вьетнаме, Пакистане, Турции, Марокко и Индонезии, разработали собственный стандарт практики закупок, чтобы добиться более выгодных для себя условий у ритейлеров. По сути, стал формироваться «текстильный ОПЕК», ключевые требования его участников - недопущение давления на производителей с целью получения скидок, ограничение максимального срока оплаты до 90 дней, а также компенсация упущенной выгоды в случае форс-мажоров и отсрочка платежей фабрикам, как это было в период пандемии и обернулось множеством банкротств. По оценкам экспертов, усиление позиций участников «текстильного ОПЕК» в вопросе более справедливого распределения прибылей с сетевым ритейлом уже оборачивается закатом эпохи дешевого текстиля и одежды, производимых в развивающихся странах.

С другой стороны, хлопковый кризис и новые правила игры для производителей создают предпосылки для ухода части инвесторов в другие регионы мира, в частности локализации отраслевых предприятий в странах Южного Кавказа и Центральной Азии. Наиболее успешно этот процесс происходит в Узбекистане, Туркменистане и отчасти в Казахстане, в этих странах не только в значительных объемах выращивается хлопок, но также созданы десятки перерабатывающих, ткацких, швейных и иных отраслевых предприятий. Причем, с 2020 года Узбекистан прекратил экспорт хлопка-сырца, и сегодня весь урожай перерабатывается внутри страны, а за рубеж поставляется продукция с высокой добавленной стоимостью - текстиль и одежда. В аналогичном направлении планирует двигаться Туркменистан, где в последние годы введено в строй несколько крупных ткацких и швейных производств, однако в Казахстане все еще свыше половины экспорта приходится на сырье и хлопковое волокно.

К сожалению, в Азербайджане львиная доля экспорта все еще приходится на хлопок-сырец и отчасти пряжу, и лишь менее четверти - на готовую продукцию. Отчасти это связано с отсутствием в стране действенных фискальных и иных стимулирующих механизмов, побуждающих крупных производителей хлопка-сырца и хлопкоочистительные фабрики доводить переработку до 100% и выпускать ткани, одежду и т.д. Напротив, с учетом мирового спроса на хлопок ощутимо возросли сырьевые поставки из Азербайджана: как отмечено в очередном номере «Обзора экспорта» Центра анализа экономических реформ и коммуникаций, по итогам первого квартала 2022 года в списке экспортируемых товаров ненефтяного сектора очищенный хлопок занял первое место ($72,2 млн).

Вместе с тем, согласно данным Госкомстата, в январе-марте текущего года производство в отечественной текстильной промышленности сократилось на 10,1%. В свою очередь, производство одежды за отчетный период повысилось на 50,2%, однако в данном случае речь идет о пошиве одежды преимущественно из импортных тканей (Китай, Турция, Иран), причем эта продукция в основном реализуется на внутреннем рынке, нередко «скрываясь» под именитыми мировыми брендами.

Подобное положение дел абсолютно не соответствует мировым трендам и имеющемуся в нашей стране сырьевому и ресурсному потенциалу. В последние два-три года в ходе профильных мероприятий президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно отмечал важность увеличения доли переработанной продукции, экспорта хлопковой пряжи, тканей, готовых текстильных и швейных изделий. «Крайне необходимо создание новых прядильных фабрик, потому что пока перерабатывается 40% собранного хлопка, и мы должны постараться, чтобы перерабатывалось 100% сырья, так как это создает цепочку добавленной стоимости, новые рабочие места. В то же время, ключевая цель на будущее - экспортировать конечную продукцию. Для этого наши соответствующие структуры, министерства сельского хозяйства и экономики должны активно работать над созданием текстильных предприятий, которые могут придать импульс промышленной отрасли хлопководства, привлекать инвесторов и предоставлять льготные кредиты», - призывал глава государства еще около двух лет назад.

Безусловно, за последнее десятилетие в этом направлении удалось достичь определенного прогресса: в Азербайджане формируется отраслевая индустриальная база благодаря привлечению инвесторов в технопарки и промышленные кварталы. Эти шаги позволили создать в Сумгайыте, Мингячевире, Баку и других городах страны новый кластер из ткацких и швейных предприятий. Так, по инициативе ряда местных компаний были построены текстильные фабрики в Баку и Саатлинском районе, а также созданы швейные производства в Гяндже, Евлахе, Лянкяране. В начале 2018 года состоялось открытие первых двух первых фабрик ООО «Мингячевир текстиль» по производству 20 тысяч тонн различной пряжи. Фабрики построены на территории Мингячевирского промышленного парка (МПП).

Наиболее масштабный проект с 2012 года реализуется в Сумгайыте, где создан крупнейший в регионе Gilan Textile Park, состоящий из ткацкой, красильной и швейной фабрик. Сегодня его и «Бакинского текстильного комбината» продукция - постельные принадлежности, махровые изделия (полотенца, банные халаты), униформа, спецодежда и т.д. - экспортируется в Россию, Турцию, другие постсоветские страны. Однако, пока подобные экспортные устремления скорее исключение, чем общая отраслевая практика.

Ситуация должна в корне поменяться после разработки новой отраслевой экспортной стратегии, проработки механизмов привлечения в страну ведущих производителей брендовой одежды с последующими поставками в регион СНГ и Европу. Предстоит ускорить соответствующую работу по линии Фонда поддержки экспорта и инвестиций Азербайджана (AZPROMO) и иных профильных структур. Также в стратегическом плане правительства по возрождению Карабахского региона значится и строительство здесь прядильных и текстильных фабрик, в том числе привлечение потенциальных инвесторов преимущественно из Турции и Пакистана.

Помимо турецких инвесторов у Азербайджана складываются неплохие деловые связи с отраслевым лидером СНГ - Узбекистаном: крупнейший в регионе производитель хлопкоочистительного оборудования узбекская компания PAHTAMASH планирует построить в Азербайджане завод по первичной переработке хлопка, а также оказать помощь в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере хлопковой промышленности. В перспективе PAHTAMASH готова оснастить своим оборудованием заводы, которые будут построены на освобожденных территориях страны.

В целях расширения капитализации отрасли, необходимо подготовить пакет фискальных и иных преференций, а также снизить таможенные пошлины на импорт тканей и фурнитуры при условии экспорта готовой продукции, подобные предприятия можно было бы локализовать, например в Алятской СЭЗ, открытие которой состоится летом текущего года. Предстоит вовлечь в эти процессы и Минобразования, так как в Азербайджане крайне мало технических колледжей по подготовке персонала для швейных и ткацких фабрик, обучению дизайнеров, маркетологов, специалистов по обслуживанию и ремонту оборудования и т.д.

Причем, обозначенные шаги нужно совершить в кратчайшие сроки с учетом благоприятной внешней конъюнктуры - роста цен на одежду и ткани, и это позволило бы местным производителям наиболее оптимально вовлечься в мировую систему разделения труда.

Источник: Caliber.Az


Поделиться: